Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23 января 2012 г. N 25 г. Москва "Об утверждении Административного регламента Федерального архивного агентства по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок""

Направить архивный запрос о подтверждении трудового стажа, размере среднемесячной зарплаты, службе в Советской армии и Военно-морском флоте, подтвердить родство или имущественные права, разузнать сведения о родословной своей семьи можно по электронной почте.

Эта и другие стандартные процедуры по предоставлению государственных услуг будут в ближайшее время закреплены в специальном административном регламенте Федерального архивного агентства (Росархив), посвященном организации информационного обеспечения граждан и органов власти на основе документов Архивного фонда. А сегодня на стр. 21 " РГ" публикует уже утвержденный регламент об организации приема граждан, своевременном и полном рассмотрении их устных и письменных обращений. В том числе и по Интернету.

Суть документа в том, что граждане, включая иностранцев и лиц без гражданства, запрашивающие Росархив о необходимых сведениях, в итоге должны четко и в срок получать исчерпывающие ответы на вопросы. Так, срок ответа на письменные обращения не может превышать 30 дней. В случае задержки руководство Росархива может его продлить. При этом вас обязаны об этом предупредить, объяснив, в чем заминка. Авторы регламента , например, предусмотрели ситуацию, когда в обращении недостаточно сведений, чтобы разыскать тот или иной документ. Тогда Росархив должен уточнить у заявителя недостающие сведения. В переписку сотрудники Росархива вступят лишь при условии, если гражданин укажет свою фамилию, имя, отчество, телефон, e-mail. Начальник управления организации архивных услуг Андрей Юрасов рассказал " РГ", что заявители все чаще прибегают к электронному способу взаимодействия. Удобно это и для Росархива.

"Ответы зачастую занимают не более двух-трех дней, в зависимости от сложности запроса", - говорит Юрасов. Но для этого необходимо заполнить специальную форму , которая публикуется на сайте Росархива. Там же размещены адреса и телефоны с исчерпывающими сведениями о местах хранения архивных документов и возможностями доступа к ним. В целом же, основанием для предоставления государственной услуги становится обращение гражданина, направленное в Росархив либо в письменном виде по почте или по факсу. Либо электронной почтой на официальный сайт. В регламенте перечисляются основания для отказов. В частности, отказать интернет-заявителю в Росархиве могут только, если он не указал свой почтовый адрес для ответа.

Большинство ответов , которые сегодня люди стремятся получить в архивах, связаны с так называемыми социально правовыми запросами, необходимыми для начисления пенсий или пособий, получения льгот и компенсаций, предусмотренных российским законодательством и международными обязательствами. Так, из 7,3 тысячи обращений в 2011 году - 933 запроса были связаны именно с этой жизненно важной темой. На втором месте по числу запросов - получение подтверждений о размере среднемесячной зарплаты, далее - данные о награждении государственными наградами, почетными званиями и грамотами. Несколько тысяч запросов ежегодно приходят в Росархив и от проживающих за рубежом россиян, иностранцев. Они хотят подтвердить факты нахождения в концлагерях , эвакуации , прохождения военной службы. Кстати, запрашивает сведения из Росархива не только население, но и федеральные министерства, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, депутаты, МИД России, посольства иностранных государств. Регламент упростит процедуру взаимодействия Росархива с органами федеральной государственной власти, местного самоуправления , коллегами в области архивного дела, считают в ведомстве.

В публикуемом сегодня документе детально прописываются правила рассмотрения жалоб граждан. В течение 15 дней. Типичные жалобы , по которым приходится разбираться руководству Росархива, касаются как раз длительных сроков исполнения запросов, а также сохранности документации организаций. Особенно ликвидированных и приватизированных. Есть проблемы с доступом к документам ведомственных архивов. С жалобами , кстати, заявитель может обратиться в восьми случаях. Все они перечисляются. К примеру, если нарушаются сроки предоставления госуслуги, или у вас требуют документы, не предусмотренные регламентом. Или необоснованно отказывают в запросе . Или требуют плату за услугу. Между тем , Андрей Юрасов уточнил, что бесплатно информация предоставляется только по социально-правовым запросам. А тематический, научный, генеалогический поиск в архивах платный. На сайте каждого архива должен быть размещен прейскурант, который утверждает его директор. Говорится в документе и о процедурах досудебного обжалования решений и действий должностных лиц Росархива.