На судебном участке № 3 Дзержинского района г. Оренбурга за 5 месяцев 2018 года рассмотрено 28 гражданских дел по искам о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием.

     Из них: 26 дел с удовлетворением исковых требований, 1 дело с отказом в удовлетворении исковых требований, 1 дело оставлено без рассмотрения.

     Повышенное количество дел указанной категории обусловлено нахождением на территории, находящейся в юрисдикции мирового судьи судебного участка № 3 Дзержинского района г. Оренбурга, Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах», расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Березка, д. 13.

     При рассмотрении указанной категории дел особенно актуален в том числе и вопрос о применении норм законодательства об ОСАГО.

     Так, Федеральным законом от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ

"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Положения Закона об ОСАГО (в новой редакции), предусматривающие для граждан приоритет восстановительного ремонта поврежденного автомобиля над денежной выплатой, распространяются на договоры ОСАГО, заключенные с 29 апреля 2017 года (включительно).

     При этом сами изменения в Закон об ОСАГО вступили в силу 28 апреля 2017 года.

     Установленные правила применяются к договорам ОСАГО, заключенным после этой даты.

     Новые правила прямого возмещения убытков вступили в силу 25 сентября 2017 года и применяются к ДТП, имевшим место после вступления соответствующих изменений в силу.

     Таким образом, возможность возмещения причиненного вреда в натуре обусловлена:

- датой заключения договора ОСАГО потерпевшего, в случае его обращения к своему страховщику (в порядке прямого возмещения убытков) при наличии условий, предусмотренных ст. 14.1 Закона об ОСАГО,

- либо датой заключения договора ОСАГО причинителя вреда.

     Документ прописывает приоритет ремонта автомобиля потерпевшего над выплатой ему денежных средств. Понятие «страховая выплата» заменено более широким понятием «страховое возмещение», в которое включается наряду с выплатой денежных средств потерпевшему, возмещение путем осуществления ремонта транспортного средства.

     Изменения коснулись случаев причинения вреда легковым автомобилям, находящимся в собственности граждан и зарегистрированным в Российской Федерации.

Можно отметить следующие основные нововведения.

   По общему правилу в случае причинения вреда указанным транспортным средствам возмещение осуществляется путем организации и (или) оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего.

    Исключением из правила о натуральном возмещении вреда, причиненного легковому автомобилю гражданина, являются следующие случаи, когда страховое возмещение выплачивается в денежной форме:

- полная гибель транспортного средства;

- смерть потерпевшего;

- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (при условии, что в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал денежную форму выплаты);

- потерпевший является инвалидом, имеющим транспортное средство в соответствии с медицинскими показаниями (при условии, что в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал денежную форму выплаты);

- стоимость восстановительного ремонта превышает размер страховой суммы (400 000 рублей) или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции (50 000 рублей), либо если все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред (при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт);

- выбор потерпевшим денежной формы страхового возмещения в случае, если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным требованиям, или в случае отсутствия у страховщика при прямом возмещении убытков возможности организовать ремонт на СТО, указанной потерпевшим при заключении договора ОСАГО;

- на основании письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем);

- принятие Банком России в отношении страховщика решения об ограничении осуществления возмещения вреда в натуре (кроме случаев, когда потерпевший, уведомленный страховщиком о принятии в отношении него решения об ограничении, подтверждает свое согласие на возмещение вреда в натуре). Потерпевшим, которым на дату принятия Банком России решения об ограничении выданы направления на ремонт, страховщик возмещает вред в натуре (п. 16.1, 17.1 ст. 12, п. 3.1 ст. 15 Закона об ОСАГО)*(3).

Автовладелец может выбрать из предложенного страховщиком списка станцию технического обслуживания (СТО), где будет ремонтироваться его автомобиль в случае ДТП, как на этапе заключения договора ОСАГО, так и при урегулировании убытка.

Из приведенных норм не вполне ясно, идет ли в них речь о договорах ОСАГО, заключенных причинителями вреда либо потерпевшими. Банк России исходит из того, что в случае обращения потерпевшего к своему страховщику ОСАГО в порядке прямого возмещения убытков (ст. 14.1 Закона об ОСАГО) вопрос о применении новых правил о натуральном возмещении вреда зависит от даты заключения договора ОСАГО потерпевшего, а при обращении потерпевшего к страховщику ОСАГО причинителя вреда (в случае отсутствия оснований для прямого возмещения убытков) - от даты заключения договора ОСАГО причинителя вреда (см. письмо Банка России от 26.04.2017 N ИН-015-53/18).

По договорам ОСАГО, заключенным ранее 29 апреля 2017 года, форма возмещения вреда, причиненного легковому автомобилю гражданина (натуральная или денежная), определяется по выбору потерпевшего.

Восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего при натуральной форме возмещения осуществляется на основании направления на ремонт на станцию технического обслуживания (СТО), выдаваемого страховщиком после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства. Направление выдается на СТО, с которой у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта, при условии, что эта СТО соответствует следующим требованиям:

- срок ремонта должен составлять не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО или передачи его страховщику для организации транспортировки до места проведения ремонта;

- удаленность СТО от места ДТП или места жительства потерпевшего (по выбору потерпевшего) не должна превышать 50 километров (за исключением случаев, когда страховщик организует и оплачивает транспортировку транспортного средства до места ремонта и обратно);

- ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться СТО, являющейся официальным дилером транспортных средств соответствующей марки*(1).

На станцию, не соответствующую указанным требованиям, потерпевший может быть направлен только с его письменного согласия. При отсутствии такого согласия страховое возмещение выплачивается в денежной форме (абзац второй п. 15.1, п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО).

В том случае, если при заключении договора ОСАГО потерпевший указал в заявлении СТО, на которой должен быть осуществлен восстановительный ремонт, страховщик при прямом возмещении убытков по общему правилу обязан направить потерпевшего на эту СТО (см. п. 3.1 ст. 15 Закона об ОСАГО).

С письменного согласия страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на СТО, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В таком случае страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт на указанную потерпевшим СТО и оплачивает этой станции проведенный ею восстановительный ремонт (п. 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Перечень СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, можно найти на сайте страховой организации. По согласованию со страховщиком страхователь сможет отремонтировать автомобиль на сервисе по своему выбору.

Если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, не соответствует установленным требованиям, страховщик может с согласия потерпевшего направить его на одну из таких станций, а при отсутствии согласия - должен будет осуществить страховое возмещение в денежной форме.

При проведении восстановительного ремонта легковых автомобилей граждан нельзя использовать бывшие в употреблении или восстановленные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (если иное не предусмотрено соглашением страховщика и потерпевшего). При этом не учитывается износ подлежащих замене комплектующих изделий.

Восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, осуществляющей сервисное обслуживание транспортных средств на основании договора с производителем или импортером (дистрибьютором) транспортных средств соответствующих марок.

Максимальная длина маршрута от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не должна будет превышать 50 километров (кроме случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно).

Срок проведения восстановительного ремонта не должен будет превышать 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи его страховщику для организации транспортировки до места проведения ремонта. В случае нарушения срока ремонта страховщик будет обязан уплатить потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от размера страхового возмещения за каждый день просрочки (но в общей сложности не более суммы страхового возмещения).

При осуществлении ремонта по направлению страховщика не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с Единой методикой требуется замена соответствующих комплектующих изделий. Иное может быть предусмотрено соглашением страховщика и потерпевшего (абзац третий п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, - 12 месяцев (абзац четвертый п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта считаются исполненными с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства. Ответственность за нарушение СТО обязательств по восстановительному ремонту (в том числе срока ремонта) несет страховщик, выдавший направление на ремонт (абзацы восьмой и девятый п. 17 ст. 12 Закона об ОСАГО).

В случае выявления недостатков ремонта их устранение осуществляется также в натуральной форме, если иное не предусмотрено письменным соглашением между страховщиком и потерпевшим (абзац пятый п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО)*(2).

Порядок урегулирования претензий потерпевшего, связанных с восстановительным ремонтом, определен п. 5.3 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П.

Стоимость ремонта, осуществленного СТО по направлению страховщика, оплачивается страховщиком в размере, определенном в соответствии с Единой методикой. Размер расходов на запасные части в этом случае определяется без учета износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) (абзац второй п. 15.1, абзац второй п. 19 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Закон об ОСАГО прямо не предусматривает в качестве основания для осуществления страхового возмещения в денежной форме случаи, когда стоимость восстановительного ремонта не превышает размер страховой суммы (лимит европротокола), однако превышает размер суммы, которую страховщик уплачивает станции технического обслуживания за произведенный ею восстановительный ремонт. Между тем подобные случаи, на наш взгляд, возможны.

Как было отмечено, страховщик оплачивает стоимость восстановительного ремонта в размере, определенном в соответствии с Единой методикой (хотя и без учета износа комплектующих). В то же время СТО при определении стоимости своих услуг не обязана руководствоваться данным документом. В связи с этим фактическая стоимость ремонта может не совпадать с суммой, подлежащей уплате страховщиком в пользу СТО в качестве оплаты.

Из Закона об ОСАГО, а также гражданского законодательства не следует, что в подобных случаях на потерпевшего помимо его воли может быть возложена обязанность произвести доплату за ремонт из собственных средств. Полагаем в связи с этим, что при указанных обстоятельствах потерпевший вправе получить страховое возмещение в денежной форме, в том числе и в случае, когда стоимость восстановительного ремонта не превышает размер страховой суммы (лимит европротокола).

Помимо перечисленных изменений, закреплена также возможность прямого возмещения убытков в случае ДТП с участием более двух транспортных средств.

*(1) Информация о СТО, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, размещается на официальном сайте страховщика в сети "Интернет". Эта информация также предоставляется потерпевшему (выгодоприобретателю) при его обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении (абзац второй п. 17 ст. 12 Закона об ОСАГО).

*(2) До предъявления страховщику иска потерпевшему необходимо обратиться к страховщику с соответствующей претензией (абзац шестой п. 15.1 ст. 12, абзац второй п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО).

*(3) Информация о принятии Банком России решения об ограничении размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (абзац четвертый п. 17.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).

     Помощник мирового судьи                                                        В.А. Чернова